10 февраля - 125 лет со дня рождения
Бориса Пастернака
(29.01 [10.02 н.с.].1890 - 30.05.1960)
Борис Леонидович Пастернак родился в Москве, в семье
академика живописи Л. О. Пастернака и Р. И. Пастернак. Наиболее важными для
духовного становления будущего поэта явились три события: приобщение к
христианству, увлечение музыкой и философией.
Родители исповедовали Ветхий
Завет, а русская няня тайком от них водила мальчика в православную церковь.
В
1906 году окончил гимназию. Летом 1912 года на скудные средства родителей
отправляется в Марбург (Германия) для обучения философии у главы неокантианцев
Германа Когена. Там он получает возможность продолжать карьеру
профессионального философа, но прекращает занятия философией и возвращается на
родину. Позже, в 1913 Пастернак окончил Московский университет по философскому
отделению историко-филологического факультета.
Первым творческим увлечением
Пастернака, наряду с рисованием, стала музыка. Находясь под сильным
впечатлением от музыки А. Н. Скрябина, занимался шесть лет композицией. Но,
получив признание А. Скрябина, юноша порвал с музыкальным сочинительством.
Первые публикации стихотворений Бориса
Пастернака относятся к 1913 году. В печати Пастернак впервые выступил в
альманахе "Лирика" (5 стихотворений), затем появились его книги
стихов "Близнец в тучах" (1914) и "Поверх барьеров" (1917).
Настоящим своим
поэтическим рождением Пастернак считал лето 1917 года - время создания книги
"Сестра моя – жизнь!". До того Пастернак в 1913 году выступал в
литературном кружке "Мусагет" прочитал доклад "Символизм и
бессмертие", где уже проступала программа нового, постсимволистского
сознания.
В 1923 году он
пишет поэму «Высокая болезнь», в которой создает образ Ленина. После завершения
поэмы "Высокая болезнь" (1923-1928) Пастернак завершает роман в
стихах "Спекторский" - о судьбе русского интеллигента, "которого
должно вернуть истории". 20-е годы написаны также поэмы «905 год» и
«Лейтенант Шмидт», оцененные критикой как важный этап в творческом развитии
поэта. В 1929 году он публикует "Повесть" с одноименным героем
стихотворного романа, которую считал первой частью будущей эпопеи и замысел
которой восходил к 1918 г. В промежутках он опубликовал несколько прозаических
произведений: "Аппелесова черта" (1918), "Письма из Тулы",
"Детство Люверс" (оба-1922), "Воздушные пути" (1924).
Однако проза Пастернака, опубликованная при его жизни, не вызвала признания
современников. Зато его лирика обретала все большую известность. На I съезде
писателей СССР Н. Бухарин даже противопоставил ее поэзии Маяковского как
"отжившей агитке". Тому были основания, хотя сам Пастернак решительно
противился возведению его на "литературный трон". В первые месяцы
сражений он пишет патриотические стихотворения: "Страшная сказка",
"Бобыль", "Застава", в дальнейшем - «Смерть сапера",
"Победитель" и другие. После эвакуации в Чистополь в октябре 1941
году и по возвращении в Москву в августе 1943 году с бригадой писателей уезжает
на Брянский фронт.
Пастернак входил
в небольшую группу поэтов «Центрифуга», близкую к футуризму, но испытывавшую
влияние символистов. Поэт к своему раннему творчеству относился весьма
критически и впоследствии ряд стихотворений основательно переработал. Однако
уже в эти годы проявляются те особенности его таланта, которые в полной мере
выразились в 20-30-е годы: поэтизация «прозы жизни», внешне неярких фактов
человеческого бытия, философские раздумья о смысле любви и творчества, жизни и
смерти. Истоки поэтического стиля Пастернака лежат в модернистской литературе
начала XX века, в эстетике импрессионизма. Ранние стихотворения Пастернака
сложны по форме, густо насыщены метафорами. Но уже в них чувствуется огромная
свежесть восприятия, искренность и глубина, светятся первозданно чистые краски
природы, звучат голоса дождей и метелей. С годами Пастернак освобождается от
чрезмерной субъективности своих образов и ассоциаций. Оставаясь по-прежнему
философски глубоким и напряженным, его стих обретает все большую прозрачность,
классическую ясность. Однако общественная замкнутость Пастернака заметно
сковывала силы поэта. Тем не менее Пастернак занял в русской поэзии место
значительного и оригинального лирика, замечательного певца русской природы. Его
ритмы, образы и метафоры влияли на творчество многих советских поэтов.
Пастернак — выдающийся мастер перевода. Им переведены произведения поэтов
Грузии, трагедии Шекспира, «Фауст» Гёте.
Зимой 1945/46 г. Пастернак начал реализацию
своего главного замысла - романа "Доктор Живаго" (предварительное
название - "Мальчики и девочки"). В эти годы и позже активно
занимается переводами трагедий Шекспира, "Фауста" Гете, грузинских
лириков. 1950-е годы стали для писателя временем тяжелых испытаний.
Предложенный для публикации журналу "Новый мир" роман "Доктор
Живаго" был отвергнут редакцией. После издания его за рубежом (1957) и
присуждения автору Нобелевской премии (1958) началась травля писателя, как в
официально-литературных, так и в политических кругах вплоть до требования
выдворения его за пределы страны. Вне России Пастернак себя не мыслил, что и
побудило его отказаться от Нобелевской премии.
После
перенесенного инфаркта поэт умер, по заключению медицинских экспертов, от рака
легких. Похоронен в поселке Переделкино Московской области. "Прощай,
философия"- эти слова из автобиографической повести Пастернака
"Охранная грамота" (1931) теперь значатся на мемориальной доске дома
в Марбурге, где некогда проживал безвестный студент, ставший всемирно
почитаемым классиком.
Комментариев нет:
Отправить комментарий